Контроль над госзакупками смягчили после жалоб Собянина и разведчиков
На систематические сбои в ЕИС поступали жалобы с начала года: в январе премьер-министру Дмитрию Медведеву о них, в частности, писал мэр Москвы Сергей Собянин. В письме на имя премьера (есть у РБК) он указывал, что Москва осуществляет до 10% всех госзакупок, а сбои в ЕИС ставят под угрозу выполнение социальных обязательств. В качестве решения проблемы Собянин предлагал дать право субъектам с ежегодным объемом госзакупок свыше 100 млрд руб. создавать не зависящие от ЕИС региональные системы госзакупок.
В течение февраля о сбоях в работе системы премьеру писали губернаторы Санкт-Петербурга и Мурманской области. «Федеральное казначейство в качестве одного из вариантов частичного решения возникших проблем предлагает заказчикам осуществлять размещение информации напрямую в личном кабинете ЕИС <…> Однако такое решение противоречит принятым в субъектах нормативным правовым актам», — говорится в письме губернатора Мурманской области Марины Ковтун на имя Медведева (копия есть у РБК). Ковтун просила исправить ситуацию и внести изменения в действующее законодательство, чтобы избавить от административной ответственности заказчика и уполномоченные органы в случаях, когда они не могут разместить информацию в ЕИС из-за технических сбоев.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в письме премьер-министру о той же проблеме сообщил, что из-за сбоя отсутствует своевременный обмен документами между ЕИС и региональными системами госзакупок (РИС), а также между пользователями ЕИС — заказчиками и органами контроля. Полтавченко предложил реализовать систему «обратного взаимодействия», которая при сбоях в ЕИС позволит работать в РИС.
Недовольство спецслужб
К марту проблема сбоев в ЕИС не была решена, и на неполадки пожаловалась уже Служба внешней разведки (СВР). «Полагаем, что правила осуществления контроля и <…> порядок учета бюджетных и денежных обязательств чрезмерно усложняют процедуру контроля и совершенно неоправданно увеличивают продолжительность каждой покупки», — говорилось в письме начальника службы обеспечения СВР Александра Краилина в Минэкономразвития. Он также указывал, что ситуация для СВР усугубляется секретностью планов закупок службы, а введение казначейского контроля многократно увеличило бумажный документооборот. Установленный порядок казначейского контроля, говорится в письме, чрезмерно забюрократизирован, «в отдельных вопросах противоречит требованиям законодательства и в определенной степени дискредитирует всю контрактную систему».
В Минэкономразвития также поступали жалобы на работу службы техподдержки ЕИС. Пограничное управление ФСБ по Приморскому краю в феврале сообщало, что в течение двух недель не могло внести необходимые изменения в план-график закупок через личный кабинет в ЕИС. «В адрес технической поддержки было направлено девять запросов <…> по поводу единственной технической ошибки сайта, препятствующей размещению информации об изменении плана-графика», — писали силовики. Служба техподдержки ЕИС не отвечает на запросы по существу и не может устранить описанную ошибку, следует из документа.
Постановлением от 20 марта правительство приостановило действие некоторых норм 44-ФЗ, которые вступили в силу с начала 2017 года и привели к масштабному сбою в ЕИС. Эти нормы вводили контроль со стороны Федерального казначейства шести видов информации о госзакупках, размещаемой в ЕИС, а также обязывали заказчиков размещать в системе трехлетний план закупок и однолетний план-график закупок. К сбоям в ЕИС привело то, что казначейский контроль соответствия госзакупок планам-графикам должен был быть автоматизирован, но на практике оказалось, что полностью автоматизировать процесс невозможно. Без казначейского контроля плана-графика размещение закупки в ЕИС блокируется, работать с госзакупками до сих пор приходится практически вручную, говорит директор Центра развития конкурентной политики и госзаказа РАНХиГС Елена Агапова. «В защиту казначейства, за которым была закреплена функция автоматизации ЕИС, могу сказать, что по госзакупкам издано множество всевозможных постановлений и распоряжений. Если бы было четко прописано, что нужно сделать для того, чтобы упростить работу заказчикам, думаю, это [упрощение] было бы сделано», — рассуждает она.
Кризис в системе
Введение трехлетних планов — давняя мечта МЭР, поясняет эксперт компании «СКБ Контур» Марина Савукова. «Вся реформа госзакупок, связанная с запуском контрактной системы, в 2014 году затевалась ради этого. Это связано даже не с планированием расходов бюджета, а с контролем того, что закупается», — говорит она. Раньше заказчик мог объявить любой тендер, купить товар или услугу, не связанную с профильной деятельностью, например дорогой автомобиль, это порождало коррупционные схемы, поясняет Савукова. Планы и графики позволяют казначейству и другим контрольным органам заранее видеть такие закупки и при необходимости отменять их.
Также правительство установило порядок контроля документов, содержащих гостайну и не подлежащих размещению в ЕИС: напрямую в казначейство должна направляться информация о коде закупки, объеме финансирования, протокол определения поставщиков и проект госконтракта. Это необходимое уточнение, поясняет Савукова: «Из предыдущего текста было не понятно, что является объектом контроля, какие именно сведения о закупке, — теперь это прописано».
С начала 2017 года в сфере госзакупок сложилась кризисная ситуация. По состоянию на 27 января в ЕИС не смогли разместить планы закупок 180 тыс. заказчиков (около 70% всех заказчиков), говорилось в письме замминистра экономического развития Евгения Елина на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова от 27 января (копия письма есть у РБК). «Введение трехлетнего плана закупок и однолетнего плана-графика приводит помимо высокой трудоемкости для заказчиков к возникновению большого количества бюрократических и технических сложностей», — писал Елин.
На фоне сбоев в ЕИС в правительстве шло обсуждение передачи контроля над системой. Сейчас контроль над этой системой, где публикуются извещения о закупках для всех государственных и муниципальных ведомств и предприятий, распределен между Минэкономразвития и подведомственным Минфину казначейством. В начале февраля 2017 года «Коммерсантъ» сообщил, что правительство отказалось от идеи сосредоточить контроль над этой системой в одних руках. Спор о распределении полномочий между Минфином и Минэкономразвития продолжается уже несколько месяцев, окончательное решение пока не принято.
]]>